Королевский фарфор из Делфта

Делфтский фарфор – известный во всем мире белоснежный фарфор, вручную расписанный сине-голубыми узорами и покрытый свинцовой глазурью. Производится в голландском городе Делфт.

Тарелки с голубыми мельницами ассоциируются с Голландией так же, как тюльпаны, сыр и деревянные башмаки кломпы. Являются одним из символов города и популярнейшим сувениром. Продаются повсеместно и в большинстве случаев представляют собой дешевую подделку.

Настоящий делфтский фарфор – это высочайшее качество, безупречная ручная роспись и высокая цена. Небольшое блюдце, выпушенное Королевской Фабрикой Делфта, стоит не менее 100 евро. Что уж говорить о полноценном сервизе, стоимость которого может составлять тысячи и даже десятки тысяч евро.

Родом из Китая

История делфтского фарфора начинается в далеком XVII веке. В те времена в городе Делфт располагалась одна из шести палат Голландской Ост-Индской компании – крупнейшей торговой компании, монополиста торговли со странами Тихого и Индийского океанов, в том числе с Китаем, Японией и Цейлоном.

Торговые суда доставляли в Голландию образцы китайского фарфора. Для господствовавшей в те времена в Китае династии Мин (1368-1644 гг.) была характерна подглазурная роспись изделий кобальтом, отличающаяся серо-голубым оттенком. Изделия расписывались вручную, в декоре преобладали растительные орнаменты и пейзажи.

Сине-белая посуда очень быстро приобрела популярность у европейцев и вскоре делфтские мастера стали предпринимать попытки имитировать восточные изделия с использованием местной глины. Спрос на китайский фарфор был чрезвычайно высок, особенно во второй половине XVII в., когда в результате войны 1647 г. Голландия прекратила торговлю с Китаем.

Расцвет и закат гончарного производства

Как известно, ограниченное предложение рождает повышенный спрос. Голландские производители воспользовались возможностью заполнить образовавшуюся нишу на рынке, спрос на изделия местных мастеров увеличивался, и фабрики по производству фарфора начали стремительно расти. На руку развитию гончарного промысла сыграло также массовое закрытие пивоварен вследствие ухудшения качества речной воды, на месте которых и открывались гончарные мастерские.

По своим характеристикам делфтский фарфор приближался к фаянсу и не отличался особой прочностью. Выпускались в основном изразцы для облицовки печей и стен, столовая посуда и декоративные изделия (вазы, тарелки). Помимо копирования китайских орнаментов и пейзажей местные мастера украшали свои изделия библейскими сюжетами, голландскими пейзажами с ветряными мельницами, морскими побережьями и рыбацкими лодками, цветочными композициями. Рисунки на фарфоре отличались изяществом, аккуратностью и тонкой кистевой разработкой. Начиная с 1650 г. на гончарных изделиях проставлялась не только фабричная марка, но и личная марка мастера.

Гончарное производство в Голландии процветало на протяжении ста лет – со второй половины XVII в. до середины XVIII в.

Трудности начались с изобретением английским химиком сэром Cookworthy (1746 г.) рецепта белой глины. Посуда из нового материала была более прочной, изделия покрывались прозрачной глазурью, отчего рисунок получался более четким и ярким. Английский фаянс уступал делфтскому в художественном совершенстве – рисунки получались менее аккуратными, фаянс твердым и грубым, глазурь легко трескалась. Тем не менее, английская керамика кремового цвета была не лишена своеобразного очарования. К тому же, рисунок наносился печатным способом, а не вручную, что делало изделия более дешевыми и доступными.

Не выдерживая конкуренцию, гончарные мастерские Делфта одна за одной закрывались. К концу XIX в. от некогда процветающего производства осталась одна фабрика – De Porceleyn Fles. Ее владельцы выжили благодаря отказу от старинных технологий ручной росписи и переходу к массовому производству посуды с печатным орнаментом.

От традиций к королевскому качеству

Секрет производства делфтского фарфора так бы и канул в лету, если бы в 1876 г. два голландских предпринимателя не купили фабрику с целью возродить старинное производство. В 1884 г. они изобрели белую глину, превосходящую по прочности английские изделия, полностью изменили технологию и начали производить фарфор, который в скором времени приобрел мировую известность. В 1919 г. торговая марка Delft получила название Royal или Королевская за услуги по возрождению традиций.

Процесс производства делфтского фарфора можно увидеть воочию, если посетить Королевскую фабрику Делфта. Здесь производство не прячут от туристов. Фабрика открыта для посещений. Ежегодно более 150 тыс. туристов приезжают сюда, чтобы познакомиться с единственным подобным производством, понаблюдать за рождением знаменитой Делфтской Керамики, посмотреть лучшие работы мастеров и приобрести оригинальные эксклюзивные произведения искусства.

В начале производственного процесса в гипсовые формы заливается раствор глины. Гипс быстро впитывает излишнюю влагу и после высыхания в форме образуется твердая заготовка будущей вазы или тарелки. С помощью ножа, губки и воды работник удаляет швы от формы. После этого заготовка направляется на первый обжиг при температуре 1160 °С, который длится 24 часа.

Обожженный продукт, именуемый бисквитом, направляется на роспись художникам. Это очень кропотливый и ответственный процесс. Изделия расписываются вручную, о чем свидетельствуют отчетливые следы кисти. Краска моментально впитывается в пористую глину, в связи с чем, даже незначительную помарку исправить невозможно. На фабрике чрезвычайно высокие стандарты качества. Клеймо Королевской Фабрики Фарфора ставится только на безупречное произведение мастера, прошедшее многоступенчатую систему контроля. Едва заметные глазу неточности в рисунке считаются дефектом, маркируются особым способом и продаются с большими скидками.

После росписи изображение выглядит плоским и имеет невзрачный черно-белый цвет. Только после того, как его покроют слоем глазури и обожгут вторично при температуре 1170 °С, краска превратится в знаменитый Bleu Delft, глазурь – в прозрачный защитный слой, а рисунок приобретет визуальный объем.

Кроме посуды на фабрике изготавливают настенные плиточные панно. Производят их только на заказ. Особое место в музее фабрики занимает точная копия легендарной картины Рембрандта «Ночной дозор», состоящая их 480 плиток.

Делфтский фарфор ценится очень высоко. Если вы хотите приобрести уникальный предмет, который с годами будет становиться только ценнее, купите кусочек настоящего бело-голубого голландского чуда.

Делфтский фарфор в интерьере

Помимо красоты, изысканности и благородства у делфтского фарфора есть еще одно достоинство. Несмотря на многовековую историю, изделия из бело-голубого фарфора выглядят удивительно современно, прекрасно вписываются как в строго выдержанные антикварные интерьеры, так и в современные пространства.

Сочетание белого и синего цветов в интерьере считается классическим, ассоциируется с роскошью и благородством, привносит спокойствие и свежесть. Делфтский фарфор можно смело использовать в декоре любого из помещений будь то кухня, гостиная, кабинет или спальня. Синий цвет расставит акценты, сгладит монотонность, не останется незамеченным. При этом абсолютно не важно, что это будет за изделие – шикарный столовый сервиз, декоративная тарелка или несколько небольших статуэток.

Для тех же, кто стремится подчеркнуть свой высокий статус, стоит обратить внимание на изразцовую плитку и всевозможные украшения для каминов. Делфтский фарфор украшал камины и печи самых богатых и знатных людей XVIII века, преобладал в интерьерах королевских дворцов и сегодня подчеркивает респектабельность и благородство.

Изменчивая мода не властна над истинными ценностями. Фарфор из Делфта остается востребованным не одну сотню лет и ценится очень высоко. Это означает, что с годами ценность изделий будет только расти.