Стиль Ампир
Исторический художественный стиль ампир сложился во Франции в период правления Наполеона I. Сущность стиля выражена в его названии. В переводе с французского «empire» обозначает власть. Итак, ампир – это императорский, королевский стиль, которому присущи театральное великолепие и парадный пафос, стиль напыщенный и помпезный.
«Вдохновителем» стиля служили образцы архитектурных форм Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта. Наполеон жаждал блеска и славы императоров Древнего Рима. Кроме того, он считал, что искусство должно подчеркивать могущество государства и власти, прославлять воинские подвиги и возвеличивать личность полководца. Роскошный французский ампир должен был провести параллель между величием Римской империи и правлением Наполеона.
Эпоха ампира имеет узкие хронологические рамки – три первых десятилетия XIX века. Ампир в архитектуре, с присущей ему регламентированностью, является космополитичным стилем. Он насильственно насаждался в завоеванных странах, выражая имперские притязания Наполеона Бонапарта на мировое господство, поэтому нигде не прижился. «Стиль Империи», как еще называют ампир, добровольно приняла только Россия – страна, победившая Наполеона.
Отличительные черты стиля ампир
Все архитектурные элементы в ампире располагаются упорядоченно, с соблюдением симметрии и равновесия.
Для имперского стиля характерны такие особенности:
- массивные геометрические объемы;
- прямолинейные очертания;
- контраст больших плоскостей стен и узких декоративных поясов;
- контрастные цвета и концентрированный плотный орнамент;
- наличие колонн, пилястров, лепнины.
Орнамент в стиле ампир характеризовался военной атрибутикой и включал следующие декоративные фрагменты: воинские доспехи, легионерские знаки с орлами, связки щитов, копий, ликторских топоров, скрещенные мечи, копья, шлемы, лавровые венки. Все эти детали должны были донести до человечества идею императорского величия.
В стиле ампир выполнены следующие знаменитые здания и архитектурные сооружения:
Париж:
- Вандомская колонна – сооружена в честь победы Наполеона I под Аустерлицем
- Триумфальная арка на пл. Звезды (Шарля де Голля) – построенная в ознаменование побед
- Триумфальная арка перед дворцом Тюильри на пл. Каррузель – увековечивала победы Наполеона в 1806—1808 гг.
Лондон:
- Колонна Нельсона на Трафальгарской площади – возведена а память об адмирале, погибшем в 1805 г. в Трафальгарском сражении
Москва:
- Провиантские склады (Зубовский бульвар, 2)
- Московский Манеж (ул. Моховая, д.1/9)
- Дом Селезневой
- Памятник Минину и Пожарскому
Санкт-Петербург:
- Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров
- Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин
Русский ампир
Как уже отмечалось, ампир имел лишь две разновидности: французский и русский. Стиль ампир в России в отличие от французского более мягкий, пластичный, праздничный и торжественный. Он более свободный.
В свою очередь русский ампир можно условно разделить на три ветви:
- перебургский ампир (столичный);
- московский ампир (провинциальный);
- сталинский ампир.
Наиболее интересной фигурой и создателем петербургского ампира считается итальянец Карл Росси. Благодаря его творчеству русский ампир получил триумфальный, державный настрой. Первый проект архитектора – величественная парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Также под руководством Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, Михайловский дворец, ансамбль Дворцовой площади, здания Сената и Синода.
Московский ампир не затронул официальные здания, архитектура которых проникнута той же мощью и суровостью. В то же время стиль подмосковного усадебного строительства характеризуется изяществом линий, форм и украшений. Московский провинциальный ампир отличается своеобразием и интимной трактовкой.
Стиль ампир в архитектуре в переродженной форме возродился в советской России в 1930-1950 гг. в период правления И. В. Сталина. Для сталинского ампира характерны монументальность, помпезность и роскошь, это высокие потолки, украшенные лепниной, массивная резная деревянная мебель, бронзовые статуэтки, светильники, хрусталь и фарфор.
Стиль ампир в интерьере
Главная характеристика интерьера в стиле ампир – это богатство внутреннего убранства, строгий порядок, парадность и торжественность.
Ампир распространил свои «архитектурные» формы и на мебель. Шкафы, этажерки и зеркала украшались карнизами, фризами, архитравами, колоннами и сами по себе превращались в величественные здания, город внутри помещения. Мебель приобретала массивные прямоугольные формы, стала тяжелой. Ампирная мебель – это скорее архитектурное явление, где на первый план выходит величие, а не комфорт и удобство.
Мебель изготавливалась из красного дерева, палисандра или карельской березы, декорировалось золоченой резьбой или массивными бронзовыми накладками. В обивке использовались шелк, ситец или репс.
Ампирная мебель как в 19 веке, так и сегодня – это мебель для торжественных приемов. Если необходимо произвести впечатление и оформить интерьер на королевском уровне лучше ампира ничего не придумаешь.