Барокко

Барокко – стиль, характеристика культуры, господствовавший в Европе и Америке в XVII-XVIII вв. Зародился стиль в Италии в конце XVI в. В это время некогда могущественная страна утратила мировое господство, одновременно продолжая оставаться центром католицизма, духовным и культурным центром Европы. Церковь и знать, не имея средств возвеличить себя перед иностранцами, обращается к искусству, чтобы художники и иные представители мира искусства с его помощью создали иллюзию величия, богатства и могущества.

История происхождения термина барокко до сих пор вызывает споры:

  • в португальском языке barroco означает неправильной формы жемчужину, у которой отсутствует ось вращения
  • в итальянском baroco – это ложный, основанный на метафоре, силлогизм
  • с латинского bis-roca переводится, как скрученный камень, verruca, как дефект в драгоценном камне

Каждое из этих слов могло послужить основой для образования термина. И все же в каждом из источников просматривается неестественность, присутствие дефекта и в то же время элитарность и эмоциональность.

Конец 16 века и 17 век ознаменовался рядом величайших научных открытий, изменивших представление человека о мире. Человек перестает воспринимать себя пылинкой, винтиком в созданном Всевышним разумном постоянстве – представление о мире, характерное для античности, и центром мироздания, разумнейшим существом, как представлялось в эпоху ренессанса. Теперь, как выразился Паскаль, человек является чем-то средним между ничем и всем. Он улавливает лишь видимость явлений, не понимая их основ и конечной цели.

Все это не могло не повлечь за собой смену эстетических идеалов. Эпоха барокко отвергает естественность. Стиль противостоит рационализму и классицизму. Все, что натурально, объявляется диким и невежественным. В итоге, основные черты барокко:

  • вычурность;
  • неестественность;
  • точный математический расчет;
  • симметрия;
  • масштабность;
  • стремление к роскоши и величию.

Стиль нашел проявление в архитектуре, живописи (величайший представитель – Рубенс), музыке, моде и превратился в образ жизни и мировосприятия.

Стиль барокко в архитектуре

Архитектура барокко в Италии представлена работами таких мастеров как К. Модерна (церковь Санта-Сусанна, Рим), Л. Бернини (собор Св. Петра, Рим), Ф. Борромини.

Появившись в Италии, стиль барокко в архитектуре распространился и получил развитие в других странах:

  • Франция – выдающиеся здания этого стиля Люксембургский дворец, Версальский дворец и парк. В начале 18 века французы развили барокко и выработали собственный стиль интерьерного оформления рококо;
  • Испания – испанское барокко именуется чурригереско, от имени испанского архитектора Чурригеры, ярчайший пример – храм Сантьяго-де-Компостела. Еще один знаменитый архитектурный барочный ансамбль – Аранхуэс;
  • Германия – Летний и Новый дворец в Сан-Суси, Цвингер;
  • Фландрия (теперь Бельгия) – ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе;
  • Россия – барокко появляется в России в 17 веке как нарышкинское (московское барокко), к примеру, Знаменская церковь, Московская обл. Однако самым знаменитым памятником русского барокко в мире является Петергоф;
  • Латинская Америка – здесь смешавшись с местными традициями, барокко вылилось в наиболее вычурный вариант – ультрабарокко.

Итальянское барокко и его европейские разновидности имеют характерные особенности: большие размеры, целостность, текучесть криволинейных форм, сложность, соединение неожиданного и контрастного. Неотъемлемая часть барокко – скульптура.

Стиль барокко в интерьере

Отличительная особенность, характеризующая стиль барокко в интерьере, – показная роскошь. Для оформления интерьеров используются контрастные цвета, дорогие материалы, богатые разнообразные детали. Потолки украшались фресками, расписывались небесными далями, полы покрывались симметричными орнаментами, нередко повторявшими шахматную доску, повсеместно применялась позолота. При декорировании не упускался из вида ни один уголок дома.

Мебель в стиле барокко стала настоящим предметом искусства. Мягкая мебель (диваны, стулья, кресла) обивались богато украшенными дорогими тканями. Для изготовления мебели использовалась ценная древесина (южный орех, черное цейлонское дерево). Форма мебели изогнутая и витиеватая, с такими же узорами в декоре (гирлянды, вьющиеся стебли, крученые колоны). К примеру, спальня в стиле барокко представляла собой огромную кровать с балдахинами, гигантских размеров шкафы и зеркала, декорированные скульптурой, лепниной, растительными узорами.

Одна из центральных тем дизайна барокко – раскрытие пространства вглубь интерьера. С этой целью гостиные и залы украшались зеркалами, фресковыми и скульптурными композициями, использовалась объемная живопись, имитирующая скульптурные формы.

Стиль барокко требует огромных пространств, потому что массивная мебель и богатый декор занимают много места. Маленькие кухни или спальни, наполненные предметами в этом стиле, будут выглядеть аляповато и напоминать музей.

И все же современный интерьер можно оформить в стиле барокко, если использовать только отдельные детали золоченые зеркала, гобелены, статуэтки, кованные вешалки барокко, единичные предметы мебели (стол и стулья с резными спинками) в стиле барокко Людовика III– ранняя стадия в развитии французского барокко, текстиль с множеством кружев и бантов. И все же, невзирая на то, что главный признак барокко избыточность, лучше во всем придерживаться чувства меры.